Пароход «Грейт Бритн»

В числе судов, приходивших в Балаклаву в годы Крымской войны, оказались самые знаменитые пароходы и парусники того времени, в том числе - прославленный «Грейт Бритн».
Одним из самых удивительных людей XIX в. по праву считается блестящий инженер Изамбард Кингдом Брюнель. Он прославился как выдающийся строитель мостов и туннелей, гидротехнических сооружений и железных дорог. В числе последних значилась и Великая Западная, самая д линная на то время в Англии, проходившая через всю страну - от Лондона до Бристоля. В какой-то момент у Брюнеля возникла идея «продлить» ее через океан, построив соответствующий трансатлантический лайнер. В правлении компании, занимавшейся эксплуатацией Великой Западной, предложение оценили. По-английски дорога называлась Сгеас \Уе$1егп КшКуау, и, чтобы подчеркнуть непосредственную связь нового парохода с дорогой, его решили назвать «Грейт Вестерн» (Сгеа1 Шг51егп - «Великий Западный»), Судно спустили на воду летом 1837 г.
В то время оно было самым большим в мире пароходом (валовая вместимость -1350 рег. т) и получило самую мощную машину (750 л. с.). Хотя корпус строился из отборного дуба, в его конструкции уже широко использовалось железо. Гребные колеса имели достаточно совершенную конструкцию с увеличенным КПД, а помещения для пассажиров перестали напоминать «маленькие тесные клетки». Пассажирский салон отличался богатством отделки и позволял путешественникам проводить время с комфортом. Парусное вооружение, понятное дело, предусматривалось, но паруса по отношению к паровой машине играли вспомогательную роль.
«Грейт Вестерну» не повезло. Во время подготовки к первому походу в Америку на нем случился пожар в котельном отделении, устранение последствий которого не позволило детищу Брюнеля впервые в истории пересечь Атлантику без использования парусов. Отличился небольшой и ничем не примечательный «Сириус» (см. выпуск 12). Но уже в первом трансатлантическом плавании «Грейт Вестерн» доказал, что его создатели не ошиблись в расчетах. С 1838 по 1847 г. пароход пересекал океан, затем сменил владельца и стал работать на других маршрутах.
В 1855 г. бывший лайнер купило Британское правительство. Теперь «Грейт Вестерн» превратился в войсковой транспорт и в конце Крымской войны участвовал в воинских перевозках. После завершения боевых действий судно вывели из эксплуатации и вскоре разобрали.
Успех «Грейт Вестерна» побудил Брю-неля спроектировать еще более примечательное судно - трансатлантик с металлическим корпусом. В качестве движителя был выбран шестилопастный гребной винт. Предусматривались двойное дно, водонепроницаемые переборки, ба-лансирный руль и даже электрический лаг. Если учесть, что проект разрабатывался в конце 1830-х гг., то можно только поражаться смелости Брюнеля. Новое творение «Леонардо да Винчи XIX века» имело валовую вместимость 3270 рег. т, могло принять на борт 260 пассажиров, но изначально не рассчитывалось на достижение рекордных скоростей. Под парами оно развивало не выше 9,5 узла. В дополнение к машине на нем установили шесть мачт.
Но судьба парохода, названного «Грейт Бритн» (Сгеа1 Игнат - «Великая Британия»), оказалась непростой. Его постройка велась в сухом доке. Когда в 1843 г. судно приготовились спустить на воду, выяснилось, что ворота дока перекосились и будущий лайнер попал в своеобразную ловушку. Освободить его удалось далеко не сразу.
Летом 1845 г. «Грейт Бритн» отправился в первое плавание через Атлантику а спустя год с небольшим попал в серьезную аварию. Выйдя из Ливерпуля в Нью-Йорк, он из-за неверных показаний магнитного компаса (корпус-тожелезный!) оказался близко к берегу и был приливной волной вынесен на сушу. После начала отлива пассажиры просто спустились на землю...
Около года повалившийся на борт лайнер оставался на берегу. Деревянное судно в таких условиях наверняка бы погибло, а вот металл испытание выдержал. Под руководством Брюнеля был построен специальный защитный волнолом, потом прорыт канал и - о чудо! - корабль оказался в родной стихии. После ремонта он вновь бороздил моря и океаны, основательно перестраивался и модернизировался. В годы Крымской войны бывший лайнер, как и его предшественник «Грейт Вестерн», стал войсковым транспортом и доставлял солдат и различные грузы под Севастополь, неоднократно побывав в Балаклаве. Затем военная служба продолжилась, поскольку в 1857 г. в Индии началось восстание против британского владычества (известное как Сипайское восстание) и подкрепления потребовалось доставлять уже туда. .
После «демобилизации» судно работало на Австралийской линии, а в 1882 г. было переделано в парусный барк и стало угольщиком. После нескольких лет подобного использования на бывшем лайнере случился пожар. Теперь некогда роскошный лайнер превратился в плавучий угольный склад в Порт-Стэнли на Фолклендских ост4 ровах. В 1937 г. его вывели из Порт-Стэнли и посадили на грунт на мелководье у берега, намереваясь в дальнейшем разобрать на металл. После того как в сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война, всем стало не до старого железного корпуса.
Однако на этом история судна не завершилась. Через два десятилетия после окончания Второй мировой войны нашлись энтузиасты, которые решили восстановить его в качестве плавучего музея. .
В 1968 г. в Англии было создано специальное общество, занявшееся подготовкой к возвращению «старика» на родину. Корпус герметизировали, и в 1970 г. буксир повел его через весь Атлантический океан. Реставрационные работы выполнялись в Бристоле, где «Грейт Бритн» и бьи некогда построен. В настоящее время восстановленный в варианте 1843 г. пароход является плавучим музеем.           

Плавучие музеи
В Великобритании, долгое время с полным на то основанием считавшейся «владычицей морей», к своей истории относятся очень бережно и внимательно. В разных городах имеются корабли-памятники. Из них наиболее известны флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения парусный линейный корабль «Виктори» и клипер «Катти Сарк». Однако и другие свидетели ушедших времен представляют огромный интерес для самих британцев и многочисленных туристов.