Линейный корабль «Азов»

Линейный корабль "Азов"

Во время Наваринского сражения Логин Петрович Гейден держал флаг на корабле «Азов». Этот линкор нельзя назвать шедевром кораблестроения, его прославили героизм экипажа и мастерство командира в битве.
Азов» относился к 74-пушеч-ным линейным кораблям. Здесь сразу же следует сделать оговорку: в Российском императорском флоте чаще всего указывали ранг корабля, а не конкретное число орудий.
В случае с «Азовом» разночтение как по числу орудий, так и по их типу и калибру удивляет по-настоящему. О точном составе вооружения этого героического корабля данных не сохранилось, известно лишь, что при вступлении в строй он нес 80 орудий - шестьдесят 36-фунтовых пушек и двадцать 24-фунтовых карронад. Однако можно найти указания, что на нем имелись пушки и карронады других калибров. Кроме того, существовало распоряжение установить на линейные корабли, участвовавшие в походе эскадры Л. П. Гейдена, тяжелые «единороги». Но вот беда - неизвестно, было ли это распоряжение выполнено...
Постройка «Азова» осуществлялась в Архангельске, на Соломбальской верфи, а его строителем был талантливый корабел А. М. Курочкин, один из «рекордсменов» в деле создания отечественного военного флота. Он был строителем как минимум 29 линейных кораблей (включая еще двух участников Наваринского сражения - «Ган-гут» и «Иезекииль») и 11 фрегатов! Помогал Курочкину другой известный кораблестроитель, В. А Ершов, впоследствии уже самостоятельно построивший немало кораблей. Наблюдение за постройкой осуществлял один из самых выдающихся моряков, когда-либо служивших в Российском императорском флоте, - капитан 2 ранга Михаил Петрович Лазарев, назначенный командиром еще стоявшего на стапеле линкора. Достаточно сказать, что Лазарев ранее командовал шлюпом «Мирный» - одним из двух кораблей экспедиции, открывшей Антарктиду. Если к этому добавить кругосветные путешествия и другие дальние походы, то можно представить себе, насколько полезным был «надзор» такого многоопытного офицера. И действительно, в ходе работ Лазарев постарался всемерно улучшить морские качества корабля, настоял на обшивке его подводной части медными листами, а также добился внесения изменений в состав и размещение артиллерии.
«Азов» был официально заложен в октябре 1825 г., а его торжественный спуск на воду состоялся 26 мая (по старому стилю) следующего года. Достройку осуществили очень быстро, и уже в августе корабль направился в Кронштадт. Прибывший на Балтику линкор прошел испытания, по результатам которых бьии отмечены его отличные качества. Председатель приемной комиссии вице-адмирал С. А. Пустошкин обратил особое внимание на деятельность командира «Азова» и его заслуги: «Как все то устройство на корабле сделано благоразумным распоряжением оного капитана 2 ранга М. П. Лазарева, то я, как первенствующий в комиссии, и отношу все сие в полной мере к собственной чести и усердию ко благу службы Лазарева».
Пополнивший состав Балтийского флота «Азов» был классическим двухдечным трехмачтовым кораблем (т. е. имел полную -корабельную - оснастку). Его длина составляла 178 футов, ширина, которую в то время было принято измерять без обшивки -48 футов, глубина трюма -19 футов 3 дюйма (54 х 14,6 х 6,1 м). Подобные корабли в те годы пополняли флоты многих стран, однако имелись у «Азова» и индивидуальные особенности - очень красивый декор кормовой части и превосходно выполненная носовая фигура.
Включенный сначала в состав отправленной в Портсмут эскадры Сенявина, «Азов» затем вошел в отряд контр-адмирала графа 1ейдена и стал его флагманским кораблем. Переход на Средиземное море начался во второй половине августа 1827 г., а завершился к октябрю. Во время плавания произошел случай, показывающий отношение к людям на корабле Лазарева. У берегов Сицилии во время срочной уборки парусов (неожиданно налетел дождевой заряд) оступился и упал с мачты один из матросов. Немедленно приступили к спуску шлюпки, но оказавшийся за бортом человек начал тонуть. И тогда на помощь ему с кормы бросился в воду 19-летний мичман А. А. Домашенко, хорошо умевший плавать. Он смог помочь обессилевшему матросу, но, когда шлюпка уже подошла к ним, налетел порыв шквалистого ветра. Шлюпку отбросило в сторону, мичман и матрос погибли...

Линейный корабль "Азов"

Во время Наваринского сражения «Азов» возглавлял колонну русских кораблей. Действия его командира, капитана 1 ранга Лазарева, офицеров и всего экипажа оказались не только героическими, но и высокопрофессиональными.
Хотя корабль находился под жестоким огнем, русские моряки превосходно действовали у орудий, уничтожив и выведя из строя вражеский линкор, три фрегата и корвет.
Но и «Азову» досталось. Лейтенант П. С. Нахимов, командовавший орудиями на баке, писал: «Казалось, весь ад развергнулся перед нами. Не было места, куда бы не сыпались книппели, ядра и картечь».
В сражении «Азов» получил 153 попадания, в том числе - семь подводных пробоин, на нем несколько раз возникали смертельно опасные для деревянного корабля пожары. Однако экипаж действовал умело и смог справиться и с водой, и с огнем.
Выдающиеся заслуги «Азова» и его героического экипажа в Наваринской битве бьии отмечены высокой наградой. Впервые в Российском императорском флоте корабль получил «...кормовой флаг со знаменем Св. Георгия в память достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости нижних чинов».
После Наварина линкор остался в составе эскадры Гейдена и во время Русско-ту-рецкой войны 1828-1829 гг. нес службу на Средиземном море, участвуя в блокаде
Дарданелл. После победоносного для России окончания войны он вернулся на Балтику.
К сожалению, несмотря на вполне совершенную конструкцию, построен «Азов» оказался не слишком добротно. Точнее, из не очень качественного леса. Эта проблема вообще являлась настоящим кошмаром для отечественного парусного флота: российские корабли служили намного меньше, чем их иностранные сверстники. .Не избежал печальной участи и «Азов»: когда в 1831 г. после возвращения из Средиземного моря корабль подвергли тщательному осмотру, оказалось, что он находится в ужасном состоянии, а многие части корпуса буквально сгнили. Поскольку капитальный ремонт (тимберовка) был признан технически сложным и экономически нецелесообразным, «Азов» в том же году разобрали в Кронштадте. Но в строй вскоре вступил новый линейный корабль, названный «Память Азова». .
Ныне в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге хранится кормовой Георгиевский флаг, которым «Азов» по указу императора Николая I наградили за выдающийся подвиг его экипажа при Наварине.

Линейный корабль "Азов"

Героический «Азов»
Порой корабли, пусть даже очень совершенные, являющиеся шедеврами кораблестроения, за свою долгую службу не совершают никаких сколько-нибудь заметных действий. Но порой случается и наоборот - ничем не примечательный корабль становится знаменитым благодаря подвигам, совершенным служившим на нем людям. Так произошло и с линейным кораблем «Азов». Если бы контр-адмирал Л. П. Гейден не избрал его своим флагманом, а М. П. Лазарев не сумел так хорошо подготовить свой экипаж, вряд ли «Азов» смог бы остаться в памяти потомков. Но отменная выучка его экипажа и проявленный в сражении героизм сделали вполне заурядный линкор символом всего самого лучшего, что было в Российском флоте.